Главная Новости Наука Кто и что сообщает об инвазионных видах растений? Результаты первого национального опроса!

Кто и что сообщает об инвазионных видах растений? Результаты первого национального опроса!

В исследовании, которое проходило в формате онлайн-анкет весной 2023 года, поучаствовали 830 человек из 70 субъектов РФ. Целевая аудитория была поделена на две группы: 1) люди, имеющие образование в области биологии и экологии (ПО); 2) люди без профильного образования (БПО).

Итак, что же удалось узнать?

⃣ Начнем с самого приятного вывода — люди без профильного образования знают о проблеме инвазий благодаря просветительским проектам, таким как «СтопБорщевик» (в исследовании мы упомянуты под прежним названием «БорщеВиктори») и «Антиборщевик», а также проектам на платформе iNaturalist.

⃣ Люди без профильного образования в большей степени готовы бороться самостоятельно с такими видами, чем люди с профильным образованием (которые предпочтут обратиться в карантинную службу).

⃣ Сам термин «инвазионные виды» вызывает у людей разночтения. Далее цитата:

«Участником опроса из группы БПО отмечено, что термин «инвазионный вид» понятен не всем и сформулирован свой вариант: «Мне нравится, как в англоязычной среде их называют «alien species» = чужаки, иноземцы. Говоря о проблемах, связанных с вторжением, например, эвкалипта, их экологам не нужно объяснять сами слова. По-русски такими понятными интуитивно словами могли бы быть «виды-вторженцы», «виды-захватчики» и подобное. Негативный окрас сразу дает понять – речь идет о какой-то проблеме».

⃣ Интересные сведения о времени появлении инвазивных видов. Например, активные посадки клёна ясенелистного проводились в Москве в 1960–1970-е гг. Золотарник тоже начал распространяться в Москве в 1970-е гг., а в Пермском крае – 2 года назад. люпин для жителей Москвы и МО стал заметен лишь 10 лет назад. Амброзия в Москве зафиксирована уже 30–35 лет назад. Далее парочка цитат:

«Интересная информация получена по темпам расселения некоторых видов. Heracleum sosnowskyi «вырос вдоль всей Ярославской ж/д лет 10–15 назад и растет густыми зарослями», «за 15 примерно лет добрался за 8 км». Impatiens sp.: «в парке «Лосиный остров» лет 20–30 назад ее не было совсем. Сейчас есть и много». Solidago canadensis: «на лугах в окрестностях дачи в Тульской области – 10 лет назад не было, сейчас нередко по 1–2 куртины на сотку по всему лугу».»

«Примечательно, что респондентами в возрасте 26–45 некоторые инвазионные виды воспринимаются как само собой разумеющееся: «что клен инвазионный – вообще большое удивление – на моей памяти он, кажется, всегда был», «борщевик Сосновского, эхиноцистис, элодею знаю с детства»»

⃣ Наконец, довольно очевидный вывод: наличие у людей хобби, связанного с ботаникой, разведением растений, садоводством и т.п., способствует лучшему узнаванию инвазионных растений. В целом, с узнаванием некоторых видов есть проблемы. Среди наиболее проблемных — ситник тонкий и череда облиственная. Борщевик Сосновского, к счастью, узнают почти все 🙂

🇨🇭 В завершение статьи приводятся интересные параллели с аналогичными опросами в других странах. Приведем лишь одну из цитат:

«В Швейцарии выявлялась корреляция между привлекательностью восьми инвазионных видов и намерениями населения бороться с ними. «…» В целом готовность удалять инвазионные виды и сообщать о нем властям снижалась по мере
увеличения декоративности вида.»

Опрос является первым подобным опытом в нашей стране. Более подробный анализ изложен на страницах статьи, опубликованной на страницах Российского журнала биологических инвазий в №4 за 2024 год. Статью можно скачать на здесь.