Продолжаем расшифровку доклада Виктории Штратниковой, посвященного фуранокумаринам — «жгучим веществам» борщевика Сосновского. В прошлый раз мы разобрали, что из себя представляют эти вещества и в каких растениях их можно найти (очень во многих!) А теперь подробнее разберем их «прикладное значение».
Почему возникают ожоги?
В большинстве источников указано, что ф. (сокр. от «фуранокумарины») под действием ультрафиолетового излучения связываются с ДНК, работа которого при этом нарушается, что и вызывает ожоги.
Но это не совсем так — вероятнее всего, ф. переходят в возбужденное состояние, что приводит к накоплению активных форм кислорода. А активные формы кислорода — это ядовитые вещества, которые повреждают клеточные мембраны и вызывают разрушение клеток!
Возможное полезное использование? *
{* Прим.: прежде чем делать выводы, пожалуйста, дочитайте этот пост до конца!}
Dosis facit venenum («все — яд и все — лекарство, то и другое определяет доза») — известная фраза Парацельса. Как лекарства ф. пытались использовать примерно столько же, сколько они были известны. Первые публикации по лечебным свойствам ксантотоксина появились еще в 1948 в Египте.
Обсуждают применение ф. для лечения:
— Кожных заболеваний;
— Опухолевых процессов;
— Остео-артритов;
— Витилиго (обесцвечивание кожи);
— Нейродегенеративных заболеваний (Паркинсона и Альцгеймера);
— Как антивоспалительные;
— Как противовирусные препараты.
Кожные заболевания?
Используются при лечении псориаза, т.к. избирательно действуют на клетки кожи Официально, правда, только один из ф. — ксантотоксин (он же метоксален) — зарегистрирован в FDA как лекарственное средство. В РФ только патентовали, в реестр лекарственных веществ не входит.
Ф. стимулируют развитие меланоцитов (клетки обеспечивающие загар и потемнение кожи).
Противораковые препараты?
Всячески пытаются использовать для лечения опухолевых процессов. Особенно широко исследуют бергаптен, начали еще 20 лет назад. К сожалению, ф. имеют побочные эффекты (фототоксичность и, как не печально, канцерогенность). Т.е. одну болезнь вылечивает, но может вызвать позже другую. Например, лечение псораленом через 20-30 лет может вызвать рак кожи.
Поэтому пытаются исследовать не только линейные, но и угловые ф. — они не обладают таким свойством как фототоксичность. Но зато убивают раковые клетки.
Бактерии и вирусы?
Очень много исследований проводили на бактериях. Такие эксперименты относительно простые — фактически, необходимо полить культуры бактерий и посмотреть погибают они или нет ))
Показано действие ф. против бактерий, грибов, одноклеточных. Смотрели и против вирусов. Некоторые ф. подавляют их репликацию.
Лечение артрита?
Некоторые ф. проявляют анти-остеопорозные свойства. Они положительно влияют при остеоартритах. Вообще показано, что на эстроген-зависимые клетки могут влиять.
Нейродегенеративные болезни?
Размышляют о том нельзя ли их использовать для лечения белезней Паркинсона и Альцгеймера. Дело в том, что ф. блокируют холинэстеразу, которая вызывает недостаток холинэстеразы в мозге (пока еще на уровне исследований на мышах).
Антивоспалительные препараты?
Могут действовать не только как стимуляторы активных форм кислорода, но и как антиоксиданты.
Косметика?
Корейские учёные изучают косметические свойства фуранокумаринов. Есть те, которые обеспечивают эффект загара, а есть и те, которые действуют в обратном порядке — отбеливают кожу!
Правда, есть опасность, что какие-то из них будут фототоксичными. Поэтому в Европе запрещено добавлять ф. в косметические кремы. Но в Корее патентуют (те, которые считают безопасными).
Борщевик Сосновского содержит не менее 10 веществ с той или иной фармакологической активностью. В стадию клинических исследований прошли далеко не все из них (только бергаптен, ксантотоксин и псорален). Как лекарство зарегистрировано пока только одно. Изучаются не так давно (около 20 лет) и большей частью в Китае.
Перспективы исследования ф. и как это связано с изучением генетики борщевиков?
- Ведётся поиск генов синтеза ф.
- Подтвердили присутствие псорален-синтазы (фермент, катализирующий образование псоралена).
- Идет сбор информации, в каких ещё растениях есть ф.
— Это может помочь в будущем для выяснения их генетики и метаболизма. А также для того, чтобы разобраться в генетике других видов.
* Примечание автора заметки (Антон Гладилин). Предлагаем ли мы повсеместно использовать борщевик Сосновского? — Конечно же, нет! Доклад Виктории Штратниковой показывает многообразие этой группы веществ с разными свойствами. А также огромный список видов растений, в которых они содержатся. Т.е. мы должны помнить, что фотохимические ожоги от ф. — это вовсе не эксклюзивное «изобретение» борщевика Сосновского )) Мы буквально окружены этими веществами! А получить ожог можно даже от сока лайма!
С другой стороны, возникает масса вопросов. Почему одни растения вызывают ожоги есть, а другие — нет? Почему у людей разная чувствительность? Какие гены отвечают за синтез ф.? И как мы можем повлиять на этот процесс?
Полная расшифровка доклада Виктории Штратниковой на нашем сайте.